VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Полномочия, объем и пределы судебной власти мирового судьи как судьи общей юрисдикции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000148
Тема: Полномочия, объем и пределы судебной власти мирового судьи как судьи общей юрисдикции
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Выбранная мною тема для написания выпускной квалификационной работы актуальна по следующим причинам.
    Мировые суды являются судами общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Целью создания мировых судов в России является обеспечение более полного доступа граждан  к правосудию.  Быстрота рассмотрения дел благодаря их небольшой сложности, сокращенные сроки и некоторые особенности судопроизводства, приблизили эти суды к населению.
    Осуществляя правосудие именем Российской Федерации, мировые судьи рассматривают отнесенные к их компетенции уголовные, гражданские и административные дела по правилам судопроизводства, установленными соответствующими кодексами РФ. Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ»,  ФЗ «О мировых судьях в РФ», иными законами (в том числе законами субъектов РФ).
     Освещение места мировой юстиции  в системе судов общей юрисдикции России необходимо начинать с изучения истоков возникновения, понятия и значения местного правосудия, по-разному характеризующих смысл и свойства его состояния и положения в российском обществе и государстве. 
     Оптимальным и наиболее эффективным способом исследования положения мировых судей в системе судов общей юрисдикции будет максимально широкое изучение правовых возможностей мировой юстиции, где оценки степени их соответствия правовым интересам общества и всей судебной системы выступают ключевыми критериями понимания сегодняшнего места  мировой юстиции в российском судопроизводстве. 
    Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что она была написана на основе опыта работы мировых судов из разных регионов Российской Федерации и представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа  мировой юстиции в судебной системе России. 
     Целью данной работы является исследование деятельности мировых судов в системе судопроизводства как части судебной системы России. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
* рассмотреть систему мировых судов в судебной системе Российской Федерации, историю возникновения и возрождения, проблемы и перспективы на современном этапе; 
* проанализировать порядок производства у мировых судей, раскрыть компетенцию мировых судей, рассмотреть стадии судебного разбирательства; 
     Объектом научного анализа настоящей работы является анализ современного положения мировых судов в судебной системе России. 
     Предметная направленность выпускной квалификационной работы определяется выделением и изучением, судопроизводства у мировых судей, нормативно-правовых источников регламентирующих работу мировой юстиции, как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне так и на уровне субъектов федерации. 
     Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общие и частнонаучные, а также специальные методы познания:
* общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками (материалистический, исторический, системный);
* формально-юридические - исследование правовых норм, анализ источников, методы систематизации нормативного материала;
* сравнительного правоведения - метод основывается на сопоставлении сходных объектов.
     Представленное исследование построено на нормативном материале и специальной литературе.  Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы мировой юстиции, законодательство субъектов РФ о мировых судьях, о порядке назначения и компетенции. 
     Мировая юстиция, в системе российского судопроизводства широко изучена различными авторами, но с введением различных поправок в законы она становится актуальной вновь и вновь. 
    В выпускной квалификационной работе используются работы ученых в сфере гражданского процесса и мировой юстиции, комментарии к законодательству о мировых судьях, учебники гражданского процесса, а также материалы из интернета (как наиболее оперативного и доступного источника)1. Это статьи и книги: Н.Н. Апостоловой, Е.А. Борисовой, В.Л. Гусака, В.В. Дорошкова, В.М. Жуйкова,  В.М. Лебедева, О.Н. Шеменевой и других. Кроме того, исследовались статистические данные, отчеты и иные документы, размещенные на официальных сайтах мировой юстиции и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
    Структура работы:  Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в числе 94 наименований, общий объем работы - 75 страниц. 
    Первая глава посвящена изучению основных этапов становления и развития института мировых судов в Российской Федерации.
    Во второй главе анализируются полномочия, объем и пределы судебной власти мирового судьи  как судьи общей юрисдикции.
    Третья глава посвящена актуальным проблемам в системе организации деятельности мировых судов и направлениям совершенствования их работы.
ГЛАВА 1.  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ
     Государственная власть в Российской Федерации согласно ст.10 Конституции Российской Федерации 1993 года осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Наряду с системой федеральных судов Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрел существование судов субъектов Российской Федерации. К ним помимо конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации отнесены и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции.  Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Федерации, участвуют в работе всего судейского сообщества, на них в полной мере распространяются положения Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». Однако институт мировой юстиции, достаточно новое явление для современной России, в связи с чем, законодателям не всегда отчетливо видны те «подводные камни», которые могут встретиться на пути его развития. Для выработки и принятия оптимальных решений по совершенствованию мировой юстиции важно правильно понимать не только цели и задачи, но и историю ее создания. Именно на базе исторического опыта возможно понимание современного положения мировой юстиции  в судебной системе России. 
    Сегодня мировые судьи стали для населения привычными государственными структурами. Однако мало кто задумывается над тем, почему эти органы, будучи государственными, так нестандартно для них называются. Не все знают, что этот институт судебной власти уже существовал в России в XIX веке.
    Обращение сегодня к истории мировой юстиции в России оправдано возвращением этого правового института, пусть в значительно измененной форме, в судебную систему страны.
1.1. Возникновение и становление института мировых судов в России
     Должность мирового судьи, в ее современном понимании впервые возникла в Англии во времена царствования Эдуарда III (1360 г.) как судебная единоличная власть, призванная сохранять сложившийся социальный мир. Рассматривая незначительные гражданские и уголовные дела, мировые судьи должны были прежде всего примирить стороны. Отсюда и произошло их название мировые судьи. По мере распространения влияния Англии и завоевания новых колоний Великобританией мировые судьи появились в США, Канаде, Австрии, Новой Зеландии. Спустя четыре столетия мировой суд пришел в континентальную Европу. В то время судебное законодательство многих стран Западной Европы было объединено общей целью - упростить судопроизводство, но главное - отделить судебную власть от законодательной и исполнительной. Основой процесса стало французское законодательство конца XVIII века - начала XIX столетия, из которого другие государства и заимствовали свои идеи усовершенствования суда. 
    В России до  XVIII века не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различным злоупотреблениям, и уже в начале XVIII века стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов. 
    Впервые  на официальном уровне вопрос о создании местной юстиции в России был поднят в первой половине 18 века, когда тринадцать губерний ходатайствовали перед императором о введении в уездах мировых судей. Целесообразность нововведения предопределялась перегруженностью судов и волокитой рассмотрения дел2.
    Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 году обнародована 1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности. Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.3
    Появление мировых судей в нашей стране впервые было заложено в утвержденных в сентябре 1862 года «Основных положениях преобразования судебной власти в России».  Осуществление судебной реформы активно началось в 1864 году. Вторая половина XIX века стала переломной эпохой для России. Отмена крепостного права в 1861 году явилась своеобразной чертой, ознаменовавшей собой попытку России «вырваться» из пут феодализма и встать на путь активной буржуазной реформации. Россия сделала значительный шаг к цивилизованному обустройству своей общественно-политической организации. Судебную же реформу принято считать одной из самых удачных, полно и последовательно проведенных в жизнь. 
    Главными чертами дореформенного российского суда были: множественность судебных органов, выстроенных по сугубо сословному принципу, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможностью порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению тем или иным судебным органом. Во многом все это было вызвано тем, что деятельность судебных органов регулировалась разрозненным и разнообразным, и, кроме того, устаревшим законодательством. Основным законодательным актом, определявшим организацию судебных органов до реформы 1864 года, оставались Учреждения о губерниях 1775-1785 годов. Структура судебной системы и подсудность судов в них не была четко определена. На практике дело могло пройти до 14 инстанций. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь наверх, на что нередко уходили десятилетия. В дореформенном суде господствовала инквизиционная форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Суд решал не на основе непосредственного, живого восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, устного допроса обвиняемого, подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Все доказательства оценивались по формальной системе. Собственное признание рассматривалось как «лучшее свидетельство всего света». Для получения «собственного» признания широко применялась пытка, формально запрещенная ещё в 1801 году. Приговор постановлялся без прений сторон, без участия адвокатов. 
     Таким образом, состояние юстиции с ее пороками, жестокой судебной репрессией предопределялось институтами Свода законов, представлявшего собой в основе систематизированное изложение феодального права, пронизанного инквизиционным началом. Сформированное в условиях крепостничества, оно отражало и закрепляло его. Всевластие администрации и подчинение ей судов, жестокость наказаний были закономерны. По сути, это являлось выражением  принуждения и эксплуатации человека, диктуемой природой феодализма, исключавшего независимое положение личности. Поэтому с развитием капитализма в России, предполагавшего неприкосновенность личности и собственности, судебная система, не способная это обеспечить, оказалась в глубочайшем кризисе 4.
     Несостоятельность суда и правосудия приводила к необычайно низкому престижу юстиции. 
    Ко второй половине XIX века стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II. 
    Реформа провозгласила новые принципы функционирования судов в империи: гласность, независимость суда, несменяемость судей, презумпцию невиновности, принцип свободной оценки доказательств судьей. В России была учреждена адвокатура. Одним из важнейших нововведений реформы стало введение новых судов - мировых судей.
    Следуя традициям английского права, российская юстиция стала подразделяться на мировую и общую. Каждая при этом имела особую организацию и сферу действия. Составители уставов взяли из французского права идею единой и для мировых судов, и для общих судов кассационной инстанции. По судебной реформе были созданы две самостоятельные судебные системы - местные суды и общие суды. Местными судами являлись мировые и волостные суды, общими - окружные суды и судебные палаты. В лице мировых судей законодатель явно стремился создать суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, быстрота и единоначалие рассмотрения дел. Главной целью таких судов должно было стать примирение сторон. Подобное разделение сразу подчеркнуло важнейшую особенность мировых судей, заключавшуюся в праве «исключительною властью решать дела без участия коллегии»,5 т.е. единолично.
    Впервые мировой суд в России был введен Судебными уставами 20 ноября 1864 года. Институт мировых судей создавался для разбора мелких уголовных и гражданских дел, планировался как максимально приближенный к населению, и пользующийся авторитетом в обществе. Мировые судьи призваны были восстанавливать мир, искать компромисс между враждующими, спорящими сторонами.
В гражданско-правовой сфере на мировых судей возлагалось: 
1. Рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до трехсот рублей);
2. Дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей;
3. Исков за оскорбление и обиду;
4. Дел об установлении прав на владение, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; 
5. Просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.
     В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить: 
1. Выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса - заверения наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность; 
2. Разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей;
3.  Участие в освидетельствовании душевнобольных;
4.  Участие в составлении очередного и периодических - списков присяжных заседателей; 
5. Открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.6
    В уголовном судопроизводстве к компетенции мирового судьи были отнесены правонарушения, за которые предусматривались следующие наказания:
1. Выговоры, замечания и внушения;
2. Денежные взыскания не свыше 300 рублей;
3. Арест на срок не более 3 месяцев;
4. Заключение в тюрьме на срок не более одного года.
Также мировому судье были подсудны все дела частного обвинения.
    Основная задача мирового судьи - склонить стороны к заключению мирового соглашения либо вынести решение или приговор по делу. Чтобы сделать правосудие доступным для всех, создали упрощенную процедуру судебного разбирательства. За обращение к мировому судье не требовалась уплата пошлины, не нужно было употреблять гербовую бумагу, а вынесенные решения записывались в установленную законом книгу.
    В уголовном судопроизводстве по общему правилу инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств    принадлежала частному лицу, иногда эти действия выполнялись полицией. Если дело оканчивалось вынесением приговора, он заносился в протокол, который велся в произвольной форме.
    Мировой судья обязан был принимать прошения в любом месте, в любое время и в необходимых случаях разбирать дела на местах, где они возникли. Он вел разбирательство устно и решал вопрос о виновности или невиновности единолично «по внутреннему убеждению», основанному на выясненных обстоятельствах. Простая процедура судебного разбирательства в мировом суде не требовала пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Важнее всего были личные качества мирового судьи, его авторитет в обществе.
    Мировой суд учреждался в составе двух инстанций: участкового мирового судьи и съезда мировых судей. Уезд (или город) территориально делился на несколько судебных участков. В каждом участке учреждалась должность участкового мирового судьи. Должность мирового судьи рассматривалась, прежде всего, как общественная служба, была выборной.
    Мировые судьи избирались сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста. От кандидатов требовалось иметь высшее или среднее образование или стаж работы не менее трех лет там, где они могли приобрести практические знания о производстве судебных дел. Кроме того, они должны были владеть землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тысяч рублей в столицах и 3 тысячи рублей в других городах.
    Мировыми судьями не могли быть лица, состоящие под следствием или судом, осужденные или являющиеся должниками, священнослужители и церковные причетники. Список кандидатов составлялся уездным предводителем дворянства и за два месяца до выборов сообщался губернатору, который мог давать свои замечания по каждой кандидатуре. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.
    Каждый мировой судья осуществлял судебную власть на закрепленной территории - участке. Определенное число участков составляло мировой округ. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.
    Кроме участковых судей, в таком же порядке и на тот же срок избирались почетные мировые судьи. Лица, давшие согласие на эту должность, не получали жалованья и исполняли судейские обязанности периодически, не оставляя своих повседневных занятий. Обычно это были крупные помещики, отставные чиновники и военные. Они обладали всеми правами участкового мирового судьи. Разбирали дела в пределах своего округа в случае, если обе заинтересованные стороны предпочитали обратиться именно к данному судье. Они также замещали находящегося в отпуске или заболевшего участкового мирового судью.
    Кассационной и апелляционной инстанцией был уездный съезд мировых судей, в который входили все участковые и почетные мировые судьи округа. В заседаниях съезда участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
    И повсюду, где бы не учреждался мировой суд, с самого начала своей деятельности он успешно справлялся с поставленными перед ним задачами. А.Ф. Кони о деятельности мировой юстиции конца XIX века писал: «Общее направление мировых судей сделало их камеры не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школою порядочности и уважения к человеческому достоинству».7
    Мировой судья пользовался популярностью у простого народа, в мировые суды пошли с жалобами на притеснения и обиды, на мелкие кражи и мошенничество, которые раньше оставались вне поля зрения правоохранительных органов. Это объяснялось доступностью, отсутствием обременительных  формальностей и быстротой разрешения дел. Производство в мировых судах было освобождено от сборов, прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью и в любой форме.   
    Исковое заявление, в отличие от общих судов, могло подаваться мировому судье не только в письменной форме, но и устно, причем подобные устные исковые просьбы должны были приниматься как от безграмотных, так и от грамотных. Устная просьба заносилась в протокол, зачитывалась истцу и подписывалась им. Исключениями являлись апелляционная жалоба и заявление об отмене решения, которые подавались только в письменном виде. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. 
    Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению. 
     Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то,    что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с другой - подчинен высшему судебному органу - Сенату. Такое противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие первоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган, призванный разрешать споры на основании закона.
     Следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением от общей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не была похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции8.
    Судебно-правовая реформа 60 годов XIX века, внёсшая принципиально новые правовые явления в российскую государственность, породила прогрессивные преобразования в сознании людей, ассоциируя при этом право как высшее проявление справедливости.
    Гуманный, доступный и демократический мировой суд продолжал оставаться серьезной преградой против произвола и усмотрения административной власти. Поэтому он и стал одной из первых «жертв» политической реакции 80-х г. XIX столетия. Законом о земских начальниках 12 июля 1889 года мировой суд в его первоначальном виде был ликвидирован и заменен судебно-административными органами. Его функции в сельских местностях передали земским участковым начальникам. Должности мировых судьей сохранились только в Петербурге, Москве, Одессе. В остальных городах их функции перешли к городским судьям, назначаемым министром юстиции.
    Инициаторы упразднения мировых судов ссылались на «неудобство» и «оторванность» мировых судов. Вместе с тем, ошибочность решения, принятого во времена правления Александра III была очевидной. Не случайно спустя 17 лет в Указе Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» шла речь о проведении реформы местного суда и фактически о восстановлении мировой юстиции.
    Институт мировых судей был восстановлен в 1912 году, но фактически не работал. А в 1917 году он был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда.
     Из сказанного следует вывод, что созданный в России в результате судебной реформы 1864 года местный суд, действовавший в лице мировых судей, несмотря на некоторые недостатки в его организации и деятельности, представлял собой значительное достижение уголовно-процессуальной науки и практики, имел большое влияние на развитие в России институтов гражданского общества, укрепление правовой защищенности российских подданных, повышение авторитета судебной власти. Порядок уголовного судопроизводства, характерный для этих судов, соответствовал особенностям их роли и их специфическим задачам и гармонично сочетался с характерными чертами организации местных судов. 
     
     
1.2. Институт мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время
    Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождение общедемократических  принципов осуществления правосудия и развитие судебной системы.
    Предпосылки возрождения мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях молодого российского законодательства. Всё это порождало много споров и конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы районные (городские) суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел. 
    Потребность учреждения мировой юстиции в современной России обосновывалась, по крайней мере, тремя обстоятельствами: сокращение в определенной степени весьма значительной нагрузки на федеральных судей; возможность приближения суда к населению и тем самым обеспечение доступа граждан к правосудию; создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства.  В основе идеи, также как и при введении мировых судов, учрежденных судебной реформой 1864 года, было создание простого и доступного для населения правосудия. 
    О необходимости введения в России мировых судей заговорили официально и открыто в  конце 1991 года, когда постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в РСФСР. В ней предусматривалось создание мировых судов как судов первой инстанции, в которых мировой судья рассматривает дела единолично. В Концепции предполагалось избрание мирового судьи населением и наделение его следующей компетенцией:
1. Рассмотрение материалов об административных правонарушениях;
2. Рассмотрение дел об уголовных проступках  (Уголовный Кодекс РФ, принятый позже утверждения Концепции, в 1996 году, такого понятия не знает), дел частного обвинения;
3. Рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора;
4. Рассмотрение малозначительных гражданских дел;
5. Судебный контроль над следствием.
        Затем Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», учитывая перспективу появления мировой юстиции, в ст.11 установил пятилетний срок полномочий мировых судей. 
    Создание мирового суда, его роль и место в судебной системе исторически осуществлялось двумя путями. В соответствии с первым - мировой суд создавался в качестве нижнего звена системы общих судов, являясь его составной частью. Второй путь состоял в признании мирового судьи представителем местного суда, который хотя и входил в единую судебную систему государства, но представлял собой ее особенную часть, имеющую свои задачи. Российский законодатель пошел по пути объединения указанных направлений.   
    Вскоре идея возрождения мировой юстиции получила свое правовое подтверждение. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» отнес мировых судей к судьям субъектов РФ (ст.4), входящих в систему судов общей юрисдикции, и определил, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, уголовные, административные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации (ст.28). Должности этих судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ст. 17).
    Исходя из закрепленных в федеральном конституционном законе общих положений, предопределивших необходимость создания института мировой юстиции, и был принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».  Введенный в действие с 22 декабря 1998 г. закон обусловил формирование в ряде субъектов РФ судейского корпуса мировой юстиции уже в начале 1999 года (Брянская, Ростовская, Самарская области и др.). Там и появились  первые  в новейшей истории мировые судьи. 
    Главной целью создания мировой юстиции в России, как и ранее,  является максимальное приближение суда к населению. Юристы возложили на закон «О мировых судьях в РФ» большие надежды. В дискуссиях правоведов  часто звучит мысль о том, что преимущество данного закона заключается, прежде всего, в попытке открыть больший доступ населения к правосудию. Что мировые судьи помогли «разгрузить» районные суды от множества дел, не представляющих сложности. 
    Что же представляет собой институт мировых судей сегодня?
    Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои полномочия в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.  Количество и границы судебных участков определяются также органом законодательной власти субъекта Федерации. Общее число мировых судей субъекта устанавливается федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ. 
    Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, работники которого являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ, в котором учрежден данный мировой суд.
    Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих поступков. Кроме того, кандидат обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. При этом мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Срок полномочий, на который назначаются (избираются) мировые судьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не более чем  пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующем назначениях срок полномочий устанавливается также законом субъекта РФ, но не менее чем пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи (70 лет).
    В силу своей специфики (мировой суд состоит из одного мирового судьи) мировые судьи рассматривают дела только единолично, тогда как в федеральных судах дела могут рассматриваться коллегиально.
    Различием между федеральными и мировыми судами является и их подсудность - то есть компетенция по кругу дел, которые в соответствии с законом вправе рассматривать тот или иной суд.
    Сегодня мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции:9
1. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2. Дела о выдаче судебного приказа;
3. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4. Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5. Иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6. Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7. Дела об определении порядка пользования имуществом;
8. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
9. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
    Разбирательство дел в судебных заседаниях производится по общим правилам судопроизводства.   На решение мирового судьи может быть подана апелляционная жалоба в районный суд, который по отношению к мировым судьям является судом второй инстанции и проверяет законность приговоров и решений мировых судей.
    Обобщая изложенное нетрудно заметить, что современным законодательством частично воспринят опыт дореволюционной России. Хотя в те времена мировая юстиция была революционной по своей новизне, а сейчас в большей мере является обыденным явлением - судом первой инстанции в общей судебной системе России. 
     К причинам возрождения в России института мировых судей следует отнести: 
1. Приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой;
2. Необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды; 
3. Желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур; 
4. Соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев.
    Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов. Насколько идея возрождения мировых судей оправдала себя, уже показало время. Сегодня с уверенностью можно сказать, что нынешние мировые судьи столь же популярны, как и их коллеги в XIX веке.
ГЛАВА 2.  ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЪЕМ И ПРЕДЕЛЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ МИРОВОГО СУДЬИ  КАК СУДЬИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
2.1. Рассмотрение мировым судом уголовных дел
    Согласно части 1 статьи 31 УПК РФ, мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса РФ. К предметной подсудности мировых судей законодательство относит уголовные дела частного обвинения, уголовные дела публичного обвинения и уголовные дела частно-публичного обвинения. При установлении подсудности мировому судье всякий раз необходимо исключать определенные статьи из общего перечня статей Уголовного кодекса РФ, что не только создает неудобства на практике, но и иногда влечет судебные ошибки. Поэтому определять подсудность уголовных дел мировому судье следует очень внимательно, с учетом изменений законодательства.
    По состоянию на 7 декабря 2011 года мировому судье подсудны уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:10
1. Глава 16. Преступления против жизни и здоровья: частью первой статьи 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), статьей 113 (Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), статьей 114 (Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44